СтраныГода
СССР 1941 и ранее 1942 1943 1944 1945
США 1941 и ранее 1942 1943 1944 1945
Британия 1941 и ранее 1942 1943 1944 1945
Китай 1941-1945
Франция 1941 и ранее 1942-1945
Назад

Т-26.

Советский танк при создании которого в качестве образца схемы использовался английский танк «Vickers Mk E», закупленного в 1930 году. Наиболее интенсивное использование танков этого типа было в ходе советско-финской войны в 1940 году, а также в 1941 году во время битвы за Москву. (кол-во: 11 218)

Семейство БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7).

БТ-2: К 1 июня 1941 года на вооружении РККА имелось 580 линейных разведывательных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах. Принят на вооружение в 1932 году. (кол-во: 620). БТ-5: Глубокая модернизация БТ-2. Принят на вооружение в 1933 году. (кол-во: 1 836).

БТ-7: Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружении танковых бригад танковых корпусов, а также в отдельные танковые бригады и предназначались для развития прорыва в глубину обороны противника. Принят на вооружение в 1935 году. (кол-во: 5 328).

Т-40, Т-60, Т-70, Т-80.

Т-40: Т-40 принял активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. Принят на вооружение в 1939 году. (кол-во: 722).
Т-60: Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. До настоящего времени сохранилось не более пяти подобных танков в музеях России и Финляндии. Принят на вооружение в 1941 году. (кол-во: 5 920).
Т-70: Апогеем боевой службы Т-70 стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом лёгких танков в Красной армии 1941—1945 гг. Принят на вооружение в 1942 году. (кол-во: 8 231).
Т-80: Из-за ненадёжной работы двигательной установки, слабого на 1943 год вооружения и большой надобности РККА в самоходных установках СУ-76М Т-80 был снят с производства. Принят на вооружение в 1942 году. (кол-во: от 75 до 85).

Т-28

Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Использовался в Польском походе РККА и Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества. Принят на вооружение в 1933 году. (кол-во: 503).

Т-35.

Пятибашенные танки Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны, однако очень быстро были потеряны, в основном из-за неисправностей. Принят на вооружение в 1933 году (кол-во: 61)

Т-34-76.

Т-34-76: Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Принят на вооружение в 1940 году. (кол-во: 33 929).

КВ-1.

КВ-1: Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Принят на вооружение в 1940 году. (кол-во: 2 769).

КВ-2.

КВ-2: Эта боевая машина была разработана в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939-1940 гг. Принят на вооружение в 1940 году. (кол-во: 334).

НИ-1.

Танк «На испуг» (НИ-1) — эрзац-танк (бронетрактор), выпускавшийся во времена Обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный артиллерийский тягач, обшитый листами брони, с установленным лёгким стрелковым или пушечным вооружением. Подобные машины также выпускались рядом других тракторных заводов в попытке хоть как-то смягчить сильнейшую нехватку танков. Принят на вооружение в 1941 году. (кол-во: около 60).

Т-34-57.

Т-34-57: Танк — истребитель. Установленное на нём 57 мм орудие ЗИС-4 (ЗИС-4М) могло пробивать броню до 98 мм на расстоянии 1000 м. Серийное производство Т-34-57 велось в 1941 и 1943 годах в ограниченных масштабах. Принят на вооружение в 1941 году. (кол-во: 50).

КВ-1С.

КВ-1С: Эта боевая машина была разработана в связи с жалобами командиров Красной армии на низкую подвижность и надёжность исходного варианта тяжёлого танка КВ-1. Принят на вооружение в 1942 году. (кол-во: 1085).

СУ-76.

СУ-76: СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Принята на вооружение в 1942 году. (кол-во: 14 292).

СУ-122.

СУ-122: СУ-122 использовались в роли штурмовых орудий для огня прямой наводкой, случаи ведения ими огня с закрытых позиций были редки. Чаще всего СУ-122 применялись для поддержки танковых частей, идя в атаку вместе с ними и уничтожая противотанковые орудия и другие помехи наступлению. Принята на вооружение в 1942 году. (кол-во: 638).

КВ-85.

КВ-85: Эта боевая машина была разработана в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Принят на вооружение в 1943 году. (кол-во: 148).

ИС-1.

ИС-1: Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжелого танка КВ-1 и среднего танка тяжелого бронирования КВ-13. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Принят на вооружение в 1943 году. (кол-во: 130).

СУ-85.

СУ-85: Средняя по массе Советская САУ, относящаяся к классу истребителей танков. СУ-85 активно и успешно использовались с сентября 1943 года до окончания Великой Отечественной войны. Принята на вооружение в 1943 году. (кол-во: 2 650)

СУ-152.

СУ-152: Боевой дебют СУ-152 состоялся летом 1943 года в Сражении на Курской Дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. Принята на вооружение в 1943 году. (кол-во: 670).

ИСУ-152.

ИСУ-152: В целом ИСУ-152 являлась довольно успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Отмеченные выше в разделе Боевое применение особенности и долгая служба машины в Советской армии служат этому дополнительным подтверждением. Принята на вооружение в 1943 году. (кол-во: 2 825).

ИСУ-122.

ИСУ-122: ИСУ-122 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли мощного истребителя танков и штурмового орудия. Принята на вооружение в 1943 году. (кол-во: 1 735).

Т-34-85.

Т-34-85: Являлся одним из основных советских танков Второй мировой войны, а после её окончания составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. Принят на вооружение в 1944 году. (кол-во: более 35 000).

Т-44.

Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. Принят на вооружение в 1944 году. (кол-во: 1 823)

ИС-2.

ИС-2: В целом танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. Принят на вооружение в 1944 году. (кол-во: 3 475)

СУ-100.

СУ-100: Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. Принята на вооружение в 1944 году. (кол-во: 4 772 — 4 976).

ИСУ-122С.

ИСУ-122С: (Объект 249) — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ). В названии машины аббревиатура ИСУ означает «Самоходная Установка на базе танка ИС» или «ИС-Установка». Индекс 122 означает калибр основного вооружения машины, буква «С» индицирует отличие от первого серийного образца 122-мм самоходной установки ИСУ-122, и возможно означает "скорострельный", т.к. на втором варианте был установлен орудийный досылатель. На этапе разработки ИСУ-122С также обозначалась как «ИСУ-122-2» — второй по счёту опытный вариант базовой машины. Принята на вооружение в 1944 году. (кол-во: 675).

ИС-3.

ИС-3: Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь окончания Второй мировой войны, где произвёл сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Принят на вооружение в 1945 году. (кол-во: 2 311).

Light Tank M3/M5 General Stuart.

Самый массовый и наиболее известный легкий танк периода Второй мировой войны. Представлял собой прямое развитие легкого танка М2А4. Разрабатывался и производился фирмами American Car and Foundry и Cadillac Car Division (филиал фирмы General Motors).

Medium Tank M3 Lee.

Американский средний танк периода Второй мировой войны. Был назван в честь военачальника периода Гражданской войны в США — генерала Р. Э. Ли.

Medium Tank M4 Sherman.

Основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР).

Light Tank М24 Chaffee.

Чаффи-младшего, первого командующего бронетанковым корпусом армии США. Разработка машины началась в 1942 году. В сентябре 1943 года T24 был принят на вооружение. Первый серийный танк был собран на заводе фирмы «Кадиллак» в Детройте в апреле 1944-го.

Heavy Tank T1 / M6.

Тяжёлый танк США периода Второй мировой войны. Разрабатывался с сентября 1939 по декабрь 1944 года, когда танк был объявлен устаревшим, и все дальнейшие работы по нему были прекращены. Всего было произведено лишь 40 танков T1/M6 различных модификаций, которые никогда не участвовали в боях.

Heavy / Medium Tank M26 Pershing.

Американский средний танк 1944—1969 годов (в 1944—1946 годах в американской армии M26 временно классифицировался как тяжёлый). Назван в честь генерала Джона Першинга, возглавлявшего американский экспедиционный корпус во время Первой мировой войны. Разрабатывался в качестве замены для М4 Шерман.

Основные танки создавались в промежуток с 1940 по 1944

Valentine VI

Пехотный танк Mk.III «Валентайн» (англ. Infantry Tank Mk.III «Valentine») — британский пехотный танк периода Второй мировой войны, лёгкий по массе. Спроектирован в 1938 году фирмой Vickers-Armstrong. За время серийного выпуска, с июня 1940 по апрель 1944 года, Великобританией и Канадой выпущено 7265 «Валентайнов», что сделало его самым многочисленным британским танком Второй мировой. Состоял на вооружении Великобритании и ряда стран Британского Содружества, также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в СССР. Использовался вплоть до 1945 года и признан военными специалистами одним из наиболее удачных танков в своём классе. После войны оставался на вооружении Новой Зеландии до 1955 года. Принят на вооружение в 1940 году. (кол-во: 7 265).

Cruiser Mk.V, Covenanter.

Крейсерский танк Mk.V «Ковенантер» (англ. Tank Cruiser Mk.V «Covenanter»), A13 Mk.III — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны Был разработан в 1939 году как дальнейшее развитие серии крейсерских танков и замена ненадёжным Mk lll и Mk lV. Прототип был построен в мае 1940 года. Всего был произведён 1771 экземпляр. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с предшественниками, танк был сочтён неудачным и в боевых действиях участия не принимал. Выпущенные «Ковенантеры» использовались в основном в учебных целях, а также переделывались в мостоукладчики, командирские машины и БРЭМ.

Churchill VII.

«Черчилль» (англ. Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), A22 —пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжелый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как и все «пехотные» танки «Черчилль» отличался невысокой скоростью, однако мощное бронирование (лобовая броня 101 мм, позднее доведена до 152 мм) обеспечивало эффективность боевого применения вплоть до конца войны. К концу 1950-х годов «Черчилль» был снят с вооружения, но некоторое количество этих танков в огнемётном варианте принимало участие в Корейской войне.

Matilda Mk II.

Пехотный танк Mk.II «Матильда II» (англ. Infantry Tank Mk.II «Matilda II»), A12 —средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Активно и успешно использовался британской армией в ходе Боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию. Единственная модель танка в мировой истории, названная женским именем. Состоял (танк) на вооружении танковых частей СССР. Принят на вооружение в 1939 году. (кол-во: 2 891).

Tank Cruiser Challenger.

Был создан на удлинённом шасси танка «Кромвель» в 1942 году и, будучи вооружён наиболее мощной на тот момент британской танковой пушкой QF 17 pounder, предназначался для огневой поддержки и борьбы с бронетехникой на больших дистанциях. С появлением танка Sherman Firefly, имевшего то же вооружение, но обладавшего рядом преимуществ, «Челленджер» оказался во многом излишним и всего в ходе серийного производства в 1943-1944 годах было выпущено лишь 200 танков этого типа. «Челленджеры» поступали в части, имевшие на вооружении танки «Кромвель», для упрощения снабжения в основном однотипных машин, и применялись в боевых действиях в Европе в 1944—1945 годах как британскими, так и, в меньшем количестве, польскими и чехословацкими частями. С 1945 года было выпущено около 250 танков модифицированного варианта, «Эвенджер» (англ. Avenger), отличавшихся открытой сверху башней бо́льших размеров, однако в войска первые «Эвенджеры» попали уже после окончания войны. (кол-во: 450)

Tank, Infantry A43, Black Prince

Пехотный танк A43 (англ. Tank, Infantry A43), также известный как «Чёрный Принц» (англ. Black Prince) — британский опытный пехотный танк периода Второй мировой войны. Был создан в 1943-1945 годах на основе танка «Черчилль», от которого отличался увеличенной шириной корпуса, необходимой для размещения новой башни с более мощной пушкой QF 17 pounder. Несмотря на значительное усиление вооружения, рост массы из-за увеличения размеров привёл к резкому падению подвижности и без того не отличавшейся высокими ходовыми качествами машины. В 1944—1945 годах было изготовлено 6 прототипов «Чёрного Принца», несколько из которых в мае 1945 года были направлены на фронт для войсковых испытаний, однако в боевых действиях эти машины принять участия уже не успели. Планировалось в мае — июне того же года заказать 300 экземпляров танка, однако к тому времени на испытания поступили и прототипы перспективного танка «Центурион», в связи с чем дальнейшие работы по «Чёрному Принцу», утратившие актуальность с окончанием боевых действий в Европе, были прекращены. (кол-во: 6).

TOG II.

TOG II или TOG 2 — прототип сверхтяжелого танка армии Великобритании периода Второй мировой войны.Развитие проекта танкa TOG. Работы над проектом были окончательно прекращены в декабре 1943 года. На данный момент сохранился один экземпляр модифицированной версии танка TOG II в Бовингтонском танковом музее. TOG II является самым длинным танком в мире, существующим на данный момент, и одним из наиболее длинных когда-либо построенных, уступая лишь французскому FCM 2C.

Cromwell I.

В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944—1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 1950-х годов, часть из них была переоборудована в танки «Чариотир». Принят на вооружение в 1943 году. (кол-во: 4 016).

Sherman Firefly (M4A4 / VC).

Sherman Firefly (Шерман Файрфлай — Шерман-светлячок) — танки М4 и М4А4 британской армии, перевооружённые «17-фунтовой» (76,2 мм) противотанковой пушкой. Sherman IC (на базе M4) и Sherman VC (на базе M4A4). 17-фунтовая пушка установлена в обычной башне, маск-установка специально разработана для данного орудия.Пушка Ordnance QF 17 pounder Mk.IV нарезная, калибр 76,2-мм, длина ствола 55 калибров, шаг нарезов 30 калибров, затвор скользящий горизонтальный, полуавтоматический, заряжание унитарное. Пушка оснащена дульным тормозом с противовесом.Боекомплект орудия составляет 77 выстрелов, и размещен следующим образом: 5 выстрелов размещается на полу корзины башни, 14 выстрелов на месте ассистента водителя, 58 выстрелов в трех боеукладках на полу боевого отделения.Модификация состояла в смене орудия и маск-установки, выносе радиостанции во внешний ящик, установленный на задней части башни, отказе от ассистента водителя (на его месте размещалась часть боезапаса) и курсового пулемета. Кроме того, из-за большой длины относительно тонкого ствола, менялась система походной фиксации пушки, башня Sherman Firefly в походном положении разворачивалась на 180 градусов, и ствол пушки закреплялся на кронштейне, установленном на крыше моторного отделения. Всего подверглось переделке 699 танков, которые поступали в английские, польские, канадские, австралийские и новозеландские части.

Основные танки создавались в промежуток с 1940 по 1944

История китайских танковых войск и танкостроения в целом, напрямую связана с СССР, именно советские танки долгое время составляли основу танкового парка Китая. Собственное танкостроение налаживалось по документации и образцам, которые передал Советский союз с помощью рук советских же специалистов. Правды ради надо уточнить — китайцы используют танки с 20-30-х годов прошлого столетия, но иностранного производства. С начала прошлого века и до нападения в 1937 году Японии, Китай раздирали гражданские войны, и, как водится, одну сторону поддерживали одни страны, иную – другие. В качестве помощи «меценаты» снабжали противоборствующие стороны оружием, в том числе и танками. Некоторое количество танков Китай закупал, а после начала Второй мировой США поставляли по ленд-лизу легкий «М5». Основу танкового парка Китая вплоть до 1945 года, в основном, составляли легкие танки «Renault FT 17» и «Виккерс шеститонный», а также средние трофейные «Чи-Ха». На европейском театре действий они давно устарели, но для Китая были довольно грозным оружием. Из-за малого количества и слабого вооружения танков как таковой конвенции их применения не было, в основном они применялись для поддержки пехоты: уничтожения живой силы, подавления пулеметных точек и прорыва линий обороны.

Char de cavalerie Somua S35.

Французский средний танк 1930-х годов. Был разработан фирмой Somua в 1934-1935 годах в качестве основного танка бронетанковых частей кавалерии, из-за чего в литературе порой классифицируется как «кавалерийский» или «крейсерский» танк. Первые предсерийные S35 были выпущены в 1936 году, а его массовое серийное производство началось с 1938 года и продолжалось вплоть до поражения Франции в июне 1940 года. Всего было выпущено 427 танков этого типа.

Char B1 bis.

Французский тяжелый танк 1930-х годов. Разрабатывался с 1921 года. На вооружение был принят в марте 1934 года. Серийно производился с 1935 по 15 июня 1940 года, всего выпущено 403 танка B1 в различных вариантах. B1 активно использовался в боях с германскими войсками в мае—июне 1940 года, несмотря на архаичность конструкции, показал хорошую защищённость. Почти половина выпущенных машин после капитуляции Франции захвачена вермахтом и использовалась им вплоть до 1945 года, послужив также основой для создания самоходных артиллерийских установок и огнемётных танков на их базе. Всего Германия заполучила 161 танк, которые были переименованы в Pz. Kpfw. B2 740(f). Из них 16 танков были переделаны в 105-мм САУ, и ещё около 60 танков — в огнемётные танки.

Renault R35 / Hotchkiss H35.

R35 (фр. Char léger d'accompagnement 1935 R) — французский пехотный танк 1930-х годов, лёгкий по массе. Разработан в 1934-1935 годах для замены устаревшего FT-17 в роли танка сопровождения пехоты. За время серийного выпуска в 1935-1940-х годах выпущено 1630 единиц, что сделало его наиболее массовым французским танком межвоенного периода. Активно поставлялся Францией другим странам, из выпущенных танков, 560 предназначались на экспорт. С началом Второй мировой войны R 35 активно использовался Францией в боевых действиях в 1940 году, а после её капитуляции — войсками вишистов в боевых действиях против Союзников в Северной Африке. Большая же часть французских R 35, около 800 танков, была захвачена вермахтом и использовалась им под обозначением Panzerkampfwagen 35R 731 (f) вплоть до 1944 года, немалое количество танков этого типа было передано и союзникам Германии. Hotchkiss H35 (фр. Char léger 1935 H — «лёгкий танк 1935 H») — французский пехотный танк 1930-х годов, лёгкий по массе. Создан фирмой «Гочкис», первый прототип был продемонстрирован 18 января 1935 года, а первый серийный H35 был выпущен 12 сентября 1936 года. Выпущено около 1200 единиц.

FCM 36.

Французский лёгкий танк 1930-х годов. Разработан в 1934 году для сопровождения пехоты. В массовое производство танк не пошёл, было выпущено всего 100 единиц (№№ 30001 — 30100) с мая 1938 по март 1939 года. Во время Второй мировой войны в 1940 году FCM 36 использовались ограниченно и после капитуляции Франции 37 танков были захвачены германскими войсками и были впоследствии ими использованы для создания самоходных орудий (переоборудовано 22 машины).

Char 2C (FCM 2C ).

французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Char 2C — крупнейший по метрическим размерам из всех танков, когда-либо принимавшихся на вооружение в мире, и второй по величине из когда-либо построенных (уступающий лишь российскому Царь-танку на колёсном шасси). Предназначался для прорыва укрепленной линии обороны в условиях позиционной войны на стабильном фронте. Танк состоял на вооружении армии Франции вплоть до Второй мировой войны, но как и близкий к нему советский тяжёлый танк Т-35, к этому времени устарел морально и технически. Выпущено всего 10 танков.

Основные танки создавались в промежуток до 1940